Известно, что примерно четверть населения мира – это дети и подростки моложе 15 лет; около 40% — это молодежь до 25 лет. В соответствии с данными ВОЗ, 10–20% населения этих возрастных категорий страдает от психических расстройств, половина которых начинается в возрасте до 14 лет, а три четверти – до 20 лет. Ведущими причинами заболеваемости являются депрессия, тревожность и поведенческие нарушения. В России по данным Федеральной службы государственной статистики “Здравоохранение в России “ (официальное издательство статистический сборник М., 2021) в 2020 году численность детей инвалидов в возрасте 0-17 лет по психическим расстройствам и расстройствам поведения составила 170456 человек; численность пациентов 0-14 лет, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, - 184300 человек; численность пациентов 15-17 лет, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, - 66300 человек. Численность детей в возрасте 0 – 14 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, составила 55000 человек; детей в возрасте 15 – 17 лет – 564000 человек. Число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%, а число повторных попыток - на 92,5% в соответствии с докладом уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за 2021 год. Согласно данным Следственного комитета, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая.
Эмоциональное, физическое, когнитивное и поведенческое развитие ребенка во многом определяется биологическими и социальными детерминантами на различных этапах развития. Школьный возраст, в этом контексте, является наиболее значимым, в связи с наличием ряда факторов, влияющих на здоровое психологическое развитие и риски для психического здоровья, включая отношения с учителями и сверстниками, связанную с этим самооценку; а также качество самого образовательного процесса, включая цели образования, содержание и методы обучения, соответствие учебных материалов возрасту. Будучи местом, где дети и подростки проводят большую часть своего времени, школы оказывают важное влияние на здоровье каждого учащегося. Они являются одним из важнейших мест для выявления лиц, подверженных риску возникновения проблем с психическим здоровьем, а также для профилактики и раннего вмешательства. Известно, что деструктивное поведение и эмоциональные расстройства являются одними из самых больших препятствий для академической успеваемости; показатели неуспеваемости значительно выше среди детей и молодежи с проблемами психического здоровья. Это требует подготовки комплексных школьных программ по охране психического здоровья с соответствующей подготовкой преподавателей и психологов образования; формирования взаимодействия и сотрудничества со специалистами системы высшего и дополнительного образования, здравоохранения и социальной защиты, а также с семьями и обществом в целом.
Новые подходы должны учитывать школьную культуру, согласованность воспитательных и педагогических воздействий; а также мотивацию и практическую деятельность персонала. Взгляд педагога на свою роль в отношении укрепления здоровья учащихся является ключевым фактором, определяющим его вклад. Специалистам в области образования необходимо оказывать поддержку в переходе от физического к биопсихосоциальному пониманию здоровья, к лучшему пониманию их потенциального влияния на детерминанты здоровья. В случае позитивных изменений школы могут значительно улучшить жизнь детей и подростков. Помимо академических результатов, которые влияют на перспективы трудоустройства и повышение доходов от трудовой деятельности, которые сами по себе являются сильными детерминантами здоровья в будущем, школы могут вооружить учащихся жизненными навыками и знаниями, которые принесут пользу их здоровью. Однако, если позитивные изменения не будут достигнуты, обучающиеся не только потеряют навыки и знания для сохранения здоровья, но и их физическому и психическому здоровью может быть нанесен значительный урон из-за полученного негативного школьного опыта. Примерами подобного опыта может стать буллинг; отсутствие физических нагрузок; плохое питание, недостаточная поддержка учащихся с хроническими заболеваниями (включая инвалидность).
Благоприятная образовательная и воспитательная среда, которая создается в школе, а также в других образовательных локациях системы общего и профессионального образования, положительно влияет на развитие обучающихся; продвижение общих компетенций и навыков, связанных со здоровьем, включая медико-санитарную